Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 6 (23) Июль 2006

К 175-летию со дня смерти А. Дельвига (1798-1831)

Варвара Кузнецова (9 класс, школа № 252, СПб)

"СЛОВО О ЗАБЫТОМ ПОЭТЕ"
(ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АНТОНА АНТОНОВИЧА ДЕЛЬВИГА)

Никто на свете не был мне ближе Дельвига.
А.С.Пушкин

Вступление

В учебнике "Литература 9 класс" автор В.Г.Маранцман уделил несколько строк другу Александра Сергеевича Пушкина - Антону Антоновичу Дельвигу: "...внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Одним из первых в Лицее Дельвиг все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю поэзию, ощущал ее гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными - были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина "вывел" на профессиональную литературную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал. Вместе они участвовали в создании лицейских рукописных журналов "Неопытное перо", "Лицейский мудрец". Дельвиг еще в юности предсказал своему другу широчайшую известность:

Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.


В послелицейские годы друзья поддерживали самые теплые отношения. Они были товарищами и сотрудниками. Пушкин помогал Дельвигу в издании "Литературной газеты", которую тот, не без основания, называл "пушкинской". Ранняя смерть Дельвига (в 1831 году) потрясла его друга. Получив известие об этом, Пушкин писал: "Вот первая смерть, мною оплаканная". Он знал о цензурных мытарствах Дельвига, о его столкновениях с властями, с официозной литературой в лице Булгарина и других. Через годы, вспоминая о Дельвиге, Пушкин писал в размере гекзаметра, ценимого Дельвигом:

Грустен гуляю - со мною доброго Дельвига нет,
В темной могиле почил художников друг и советник.


А в энциклопедическом словаре в статье об Антоне Антоновиче Дельвиге можно прочесть сухие строки:"... - русский поэт, друг А.С-.Пушкина, его лицейский друг и литературный соратник. Издавал альманах "Северные цветы" (1825-31) и "Литературную газету" (1830-31). Автор лирических стихов в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ("Соловей", "Не осенний мелкий дождичек"...)".
К сожалению, в XXI веке - веке космических кораблей, телевизоров, компьютеров и "желтой прессы" большинство людей не интересуется стихами. Досадно, что в нашей районной библиотеке (даже в читальном зале) не нашлось книг, посвященных жизни Антона Антоновича Дельвига!
14 января 2006 года в день памяти поэта (175 лет со дня смерти), я провела телефонный опрос сотрудников библиографических отделов 15-ти крупнейших книжных магазинов Санкт-Петербурга, (включая "Дом Книги" на Невском проспекте). Ни в одном из этих магазинов не оказалось стихов Антона Антоновича Дельвига.
Дом, в котором жил и работал поэт (Загородный проспект, дом №1), украшает мемориальная доска, свидетельствующая о том, что "в этом доме с 1829 по 1831 год жил и работал известный русский поэт Антон Антонович Дельвиг". (Гранит. 1984 год.Арх.Бухаев В.Б.). А рядом со скромной доской, на этом же доме, "красуется" одна из примет нашего времени - яркая и крупная реклама бытовой техники. Она портит облик фасада здания, которое охраняется государством! Хорошо, что Дом Дельвига сегодня есть в нашем городе! А в конце 80-х годов XX века, над ним нависла угроза. При строительстве станции метро Достоевская, дом хотели снести. И истинные патриоты нашего города выходили на митинги и демонстрации в его защиту. И отстояли! Дом Дельвига - памятник отечественной культуры.
Сегодня - новая проблема - опять строительство. Над домом Дельвига (угол Загородного и Владимирского проспектов) нависло, еще не достроенное, здание торгового центра.
12 января 2006 года по Санкт-Петербургскому радио транслировалась передача "Исторический клуб", которую вела журналистка Ольга Смирнова. В ней участвовали уважаемые люди Е.Артёмов, Ю. Кантер, А. Марголис. Они говорили о проблеме сохранения исторического наследия. И о том, что строительство здания торгового центра может неблагоприятно повлиять на техническое состояние близлежащих домов. Был упомянут и дом Дельвига!
Экскурсовод Царскосельского Лицея, в котором учился Дельвиг, без особого энтузиазма монотонно рассказывала о жизни Пушкина в этом учебном заведении, о преподавателях. О близком друге Александра Сергеевича не было сказано ни слова!
В Лицее Пушкин познал чувство дружбы, товарищества. До конца своих дней Пушкин хранил верность лицейским друзьям. Алексей Илличевский писал о Пушкине: "Дай бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах". Лучи славы А.С.Пушкина затмили имя его друга. А ведь именно про А.А.Дельвига Александр Сергеевич написал трогательные строки: "Никто на свете не был мне ближе Дельвига".
А.С. Пушкин высоко ценил поэтический талант своего друга и литературного соратника ! Стихи этого удивительного поэта, умершего 175 лет назад, восхищали современников. Они поражают меня, человека XXI века, своей глубиной, сложностью и музыкальностью. Они учат думать. Мир его поэзии увлекает и завораживает.
Я не случайно выбрала темой своего исследования "Жизнь и творчество Антона Антоновича Дельвига". Я считаю, что его жизнь достойна отдельного рассказа.
Пусть восторжествует справедливость и на страницах школьного учебника появится новая глава, целиком посвященная поэту Антону Антоновичу Дельвигу.
На Загородном проспекте в доме №1 можно открыть мемориальный музей поэта. И чтобы фасад этого здания украшала только мемориальная доска (без рекламы бытовой техники)!
Хотелось бы, чтобы не только в Царскосельском Лицее, но и на экранах телевизоров, на страницах центральной прессы чаще звучали имена и стихи друзей А.С.Пушкина, среди которых яркой звездой сияло имя выдающегося поэта - Антона Антоновича Дельвига.
Каким он был?

Детство

Антон Дельвиг родился в Москве 6 августа 1798 года. Его отец - Антон Дельвиг-старший, был немецкого происхождения и принадлежал к старинному лифляндскому дворянству. От предков ему достался только баронский титул, состояния он не имел. Антон Антонович Дельвиг-старший был помощником коменданта Московского Кремля, служил в должности плац-майора. Затем, повышаясь в чинах - в Риге, Кременчуге и в других городах. В Витебске он служил в должности окружного генерала внутренней службы. По всей вероятности, отец поэта был выдающейся личностью. Об этом Дельвиг писал в Прошении на высочайшее имя в июле 1828 года: "Покойный отец мой, генерал-майор барон Дельвиг в продолжение сорокалетней службы своей известен был начальникам, подчинённым и посторонним свидетелям бескорыстием и точным исполнением на него возложенных должностей. Двадцать лет, любимый начальниками и всем городом, был он плац - адъютантом, потом плац-майором в Москве. Мирные подвиги его до сих пор в ней помнятся".
Мать Любовь Матвеевна - урождённая Красильникова - происходила из бедной русской дворянской семьи. А.С.Пушкин в статье "Дельвиг" называет её урождённой Рахмановой, во всех же остальных источниках она названа Красильниковой. Любовь Матвеевна была владелицей крошечного имения в Тульской губернии.
В семье Дельвига говорили только на русском языке. По словам Пушкина, способности Дельвига развивались медленно, до четырнадцати лет "он не знал ни одного иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке".
Антон Антонович учился в одном из частных московских пансионов. Кроме того, он занимался литературой с домашним учителем АД.Боровковым - впоследствии одним из организаторов Вольного общества любителей российской словесности. По всей вероятности, учитель сыграл важную роль в воспитании Дельвига.
Можно предположить, как проходило воспитание будущего поэта - Антона Антоновича Дельвига...
200 лет назад, в начале XIX века, материально обеспеченное дворянство предпочитало домашнее воспитание детей при содействии иностранных гувернёров, нередко людей сомнительной нравственности и ещё более сомнительных знаний. Большинство из них едва знало грамоту, и, в лучшем случае, их деятельность ограничивалась обучением чтению и письму. Затем, для исправления недостатков и пополнения образования отдавали детей в пансионы, содержавшиеся теми же иностранцами и бывшими ещё пагубнее, чем домашние гувернёры.
В 1809 году последовали два высочайших указа, выражавших намерение улучшить личный состав правительственных учреждений. Это заставило дворян задуматься о серьёзном образовании детей. Один из указов гласил, что "в чин коллежского асессора производить в том только случае, если представляемый к чину предъявит свидетельство об успешном окончании курса в одном из университетов или подвергнется в университете испытанию по установленной программе". России нужны были универсально подготовленные люди, государственные деятели.
С целью "образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", и был создан Императорский Лицей. Царскосельский Лицей - привилегированное закрытое учебное заведение, предназначенное для подготовки высокообразованных чиновников, необходимых министерствам и на дипломатической службе.

Лицей

Автором проекта Лицея был видный государственный деятель эпохи Александра I Михаил Михайлович Сперанский. По мысли Сперанского, Лицей должен был растить людей для работы в новой, преобразованной реформами России. Эти люди должны были отличаться широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к отечеству и стремлением трудиться для его блага. Воспитанники Лицея должны были получить прекрасное образование и воспитание для того, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении страны.
Кандидатов в учащиеся Лицея принимали по предварительному испытанию, то есть вступительным экзаменам. Принимали детей в возрасте от 10 до 12 лет. Обучение производилось за государственный счёт. Длилось 6 лет. В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому.
Устав предписывал принимать в Лицей только отличных детей "с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и соответствующим образом воспитать их".
В Лицей Дельвиг приехал по рекомендации главнокомандующего в Москве графа Гудовича. В Петербург привёз его учитель -литератор А.Д.Боровиков. Мальчик успешно выдержал экзамен и был зачислен на первый курс.
Юноша носил баронский титул, но на вопрос служебной анкеты: "Сколько имеет во владении мужеска пола душ, людей, крестьян?" - чистосердечно отвечал: "не имеет".
Впервые Пушкин и Дельвиг встретились 12 августа 1811 года. Им было 12-13 лет. А 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. И сегодня, спустя почти 2 столетия, мы можем вспомнить о тех незабвенных и радостных для всех лицеистов событиях, которые происходили в Царском селе 19 октября 1811 года.
После слушания литургии в дворцовой церкви и освящения всех помещений учебного заведения все собрались в лицейском зале. Главное событие этого дня - вручение Лицею высочайшей дарованной грамоты, пожалованной императором Александром I. Грамота содержала в себе манифест о создании Лицея и Устав. При этом присутствовали: Император Александр 1, члены царской семьи, лицеисты, директор Лицея, инспектор, гувернёры, профессора и другие чиновники лицейского управления, высочайшие сановники и педагоги из Петербурга. Грамота была торжественно вручена директору Лицея Ф.М.Малиновскому "для хранения на вечные времена". Она и сегодня хранится в большом рекреационном зале Царскосельского музея.
К первым лицеистам обратился с речью адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын.
Молодой профессор нарисовал портрет государственного человека, которого должен воспитать Лицей. Прежде всего, это человек широкообразованный. "Познания ваши,- говорил Куницын, - должны быть несравненно обширнее, ибо вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества. Государственный человек должен знать всё, что только прикасается к кругу его действия; его прозорливость простирается далее пределов, останавливающих взоры частных людей". Невежество, предостерегал Куницын, ведёт к промахам и неудачам, повторению ошибок предшественников, делает рабом чужих предрассудков". Но никакие познания не принесут пользу, не создадут блага, если не будут опираться на твёрдые нравственные основы. Государственный деятель - человек высоконравственный. На него обращено внимание людей, его слова и поступки служат для них примером: "...главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель. Приготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа. Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию". Но самое главное для государственного человека - любить Россию, трудиться для её блага и таким образом приумножить славу предков: "Среди сих пустынных лесов, внимавших некогда победоносному Российскому оружию, вам поведаны будут славные дела Героев, поражавших враждебные строи. На сих зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников, которые стремились на защиту Царя и Отечества - окружённые примерами добродетели, вы ли не воспламенитесь к ней любовию? Вы ли не будете приготовляться служить Отечеству? Вы ли не устрашитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями"!
Впечатление, произведенное этой речью, навсегда осталось в памяти 30 первых воспитанников первого курса, включая Антона Антоновича Дельвига.
Спустя 25 лет, Пушкин вспоминал, обращаясь к своим лицейским товарищам:

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...

(1836 год).

Речь Куницына - программная, она о будущем высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, каким должен быть государственный человек. Начались кропотливые занятия.
По словам АСПушкина, Дельвиг, "не знавший, ни одного иностранного языка, благодаря лицейским методам обучения, вскоре свободно читал, говорил на французском и немецком языках, в подлинниках знакомился с произведениями всемирно известных писателей". Впоследствии в своей незаконченной статье "Дельвиг", написанной не позднее 1834 года, Пушкин отметил: "Любовь к поэзии пробудилась в нём рано. Он знал почти наизусть "Собрание русских стихотворений", изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Клопштока, Шиллера и Гельти прочёл с одним из своих товарищей (В.Кюхельбекером), живым лексиконом и вдохновенным комментарием; Горация изучил в классе, под руководством профессора Кошанского".
У Дельвига была слабость - чтение книг. Он читал много, но бессистемно, большей частью во время занятий. За четыре года приобрёл репутацию едва ли не лучшего знатока русской литературы среди лицеистов.
В лицее Дельвига всецело поглощали литературные занятия, в остальных науках он не блистал. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане: он дремал. Тогда и родилась полулегенда - полубыль о небывалой, феноменальной лености барона Дельвига. Эту черту характера подметил Пушкин в одном из своих стихотворений:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

Фраза "под кафедрой сидишь" - это описание реального случая. Утомлённый латинскими вокабулами, Дельвиг забрался в выемку с внутренней стороны кафедры и задремал.
Он любил поспать. К первому занятию его редко удавалось разбудить. Большую часть времени он проводил у себя в комнате №33 за книгой. Гулял обычно с Кюхельбекером или с Пушкиным, беседуя о поэзии.
Дельвиг охотно поддерживал репутацию безмятежного ленивца:

Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.

Он даже сочинил шутливую надпись для своей могилы:

Прохожий, здесь лежит философ-человек.
Он проспал целый век.


Был ли он ленив? Едва ли. Скорее это была манера поведения, темп жизни, перешедший в привычку. За кажущуюся леность его звали "Мусульманином", за полноту Дельвиг получил прозвище "Султан", а иногда его звали "Тося" (уменьшительное от Антона).
Лицейский устав требовал создания такой обстановки, при которой "воспитанники никогда не были праздны", никогда не предавались лени, бездействию. Для этого, считал директор Лицея Е.А.Энгельгардт, лицеисты должны знать, что им полагается делать с утра до вечера и должны привыкнуть к этому. "Постоянное сознание на себе обязанности создает привычку к ее выполнению". Распорядок жизни в Лицее был строго регламентирован. Вставали воспитанники в 6 часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В 7 часов требовалось быть в классе: начинались занятия. После двухчасовых занятий, в десятом часу, лицеисты завтракали. За завтраком следовала небольшая прогулка. От 10 до 12 - классы. В 12 вновь отправлялись на прогулку, после возвращения с которой, повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда занимались еще 3 часа. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Потом повторение уроков. В половине девятого - звонок к ужину. После ужина до 22 часов - рекреация. В 22 - вечерняя молитва и сон. Часто во время, отведенное для отдыха, воспитанники занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями.
Как следует из "Распоряжения учебных часов", в первый год обучения большее количество часов уделялось изучению грамматики, наукам историческим и словесности, особенно языкам: русскому, латинскому, французскому и немецкому. Иностранным языкам отводилось не менее 4-х часов.
Более того, должны были быть дни, в течение которых в свободное от учения время воспитанники разговаривали между собой на французском или немецком языке.
В табеле за 1812 год, составленном из рапортов преподавателей, имя Дельвига стоит на 26-м месте - и на четвёртом от конца. Учителя почти единодушно отмечают посредственные способности юноши, а многие отмечают недостаточное прилежание.
В январе 1815 года, при переходе воспитанников из начального в окончательный курс обучения, происходили публичные переводные открытые экзамены. На них были приглашены родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения. 8 января на экзамен по российской словесности был приглашен патриарх русской поэзии Г.Р.Державин. Дельвиг с особым волнением ожидал его приезда, он хотел поцеловать руку Гавриила Романовича, написавшую "Водопад". Державин был в преклонном возрасте и экзамены его утомили. Он сидел и дремал. Оживился только когда стали читать его стихи. Державин был в восхищении от стихов Пушкина.
Приезд Г.Р.Державина в Лицей на экзамен был для Дельвига необыкновенным счастьем. Державин долго оставался для него высоким творческим образцом. И в Пушкине Дельвиг видел его преемника. Спустя несколько лет - после смерти Державина Пушкин напишет знаменитые строки: "Старик Державин нас заметил и в гроб, сходя, благословил".
До 1816 года оценки в Лицее не ставили: все должны были быть в равных условиях при начальном обучении. Профессора регулярно писали короткие характеристики на каждого воспитанника.
Какие успехи были у учащихся можно судить по табелю, который и сегодня находится под стеклом на столе в физическом кабинете Лицея. Можно сравнить успеваемость Дельвига и Пушкина.
В старших классах успехи и поведение учащихся обозначались цифрами: 1 - превосходно, 2 - очень хорошо, 3- хорошо, 4 - посредственно, 0 - худо.


Табель успеваемости. Отметки лицеистов
Дельвига и Пушкина.

 

Барон Дельвиг

Пушкин
Закон Божий

3

3

Энциклопедия права

3

3

Политическая экономия

3

3

Военные науки

0.2

 

Прикладная математика

0

4.0

Опытная физика

0

4.0

Всеобщая политическая история

4

4

Статистика

4

4

Латинский язык

4,3

0,3

Российская поэзия

1

1

Эстетика

4

4

Немецкая риторика

2

4,0

Французская риторика

0,4

1

Рисование

0

0

Фехтование

0

0

Прилежание

3

4

Поведение

3

4

В аттестации, данной ему лицейским инспектором, проглядываются следующие черты личности: "Барон Дельвиг (Антон) 14-ти лет. Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны.
Флегматичность Антона Антоновича обращала на себя всеобщее внимание. Мешкотность - вообще его свойство и весьма приметна во всём, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нём примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть, и избалованное воспитание поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем, приметное в нём добродушие, усердие его и внимание к увещаниям при начинающемся соревновании в российской истории и словесности, облагородствуют его склонности".
Его однокашник Илличевский писал о том, что Дельвиг - "человек весёлого, шутливого нрава, один из лучших остряков".
Дельвиг был любитель пошалить. Он был физически силён и крепок, побороть его удавалось только лицейскому силачу Броглио.
Директор Лицея был ближе к истине в оценке Дельвига: "В его играх и шутках проявляется определённое ироническое остроумие, которое после нескольких сатирических стихотворений сделало его любимцем товарищей".

Первые стихи

Пушкина и Дельвига объединяли литературные интересы и любовь к поэзии.
Первые, известные нам стихи Антона Антоновича Дельвига -патриотическая стилизация народной песни по случаю занятия Москвы Наполеоном (1812 года) и оды.
Война 1812 года пробудила национальное самосознание и дала новый импульс русской литературе. В неё хлынул поток общественных и эстетических идей, опиравшихся на широкую европейскую просветительскую традицию. Поэзия Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Д.Давыдова была преддверием романтического движения, и она решительно захватила литературную авансцену и заставила померкнуть старые кумиры - даже Державина. Литературная жизнь Лицея развивалась под знаком новых веяний.
7 сентября 1812 года Дельвигом была написана "Русская песня".

Русская песня (7 сентября 1812 г.)

Как разнёсся слух по Петрополю,
Слух прискорбнейший россиянину,
Что во матушку Москву камену
Взошли варвары иноземный.
То услышавши, отставной сержант
Подозвал к себе сына милого,
Отдавал ему свой булатный меч
И, обняв его, говорил тогда:
"Вот, любезный сын, сабля острая,
Неприятелей разил коей я,
Бывал часто с ней во сражениях,
Умирать хотел за отечество
И за батюшку царя белого.
Но тогда уже перестал служить,
Как при Требио калено ядро
Оторвало мне руку правую.
Вот ещё тебе копьё меткое,
С коим часто я в поле ратовал.
Оседлай, мой друг, коня доброго,
Поезжай разить силы вражески
Под знаменем Витгенштейна
Вождя славного войска русского.
Не пускай врага разорити Русь
Иль пусти его через труп ты свой.

После победы России над Наполеоном в войне 1812 года Дельвиг написал стихотворение "На взятие Парижа".

Отрывок из стихотворения Дельвига. На взятие Парижа (1814 г.)

И победитель Парижа,
Нежный отец россиянам.
Пепел Москвы забывая,
С кротостью галлам прощает
И как детей их приемлет.
Слава герою, который
Все побеждает народы
Нежной любовью - не силой!

Ранние стихи Дельвига, были технически слабее, чем у его товарищей. Это понимал Антон Антонович и относился к своему стихосложению с юмором и иронией.

Послание к А.Д.Илличевскому (1814 г.)

Скажи, любезный друг, скажи твою науку,
Как пишешь ты стихи, не чувствуя в них скуку,
Как рифма под перо сама к тебе идёт
И за собою сто соотчичей ведёт,
Как можешь ты писать столь плавно и приятно
И слог свой возвышать высоко, но всем внятно.
Признаться, прочитав подчас твои стихи,
Браню я чистых муз, что так ко мне лихи,
Что, не внимаючи мне, бедному поэту,
Дают мои стихи на посмеянье свету!
Поверишь ли - весь день я с места не схожу
И за труды мои уродов лишь рожу.
Кряхчу над рифмою, над мерою проклятой,
Ругая Пинд и муз, весь яростью объятый.
А иногда в саду под ивою сижу
И на гору Парнас, зеваючи, гляжу,
Настрою лиру лишь и напишу: "баллада",
Взбренчу - струна вдруг хлоп - сбиваюся я с лада.
"О, лира злобная!" - с досадой я кричу
И с Пинда лбом на низ без памяти лечу.
Почто я не могу быть равен с тем поэтом,
За масленицу кто одобрен целым светом,
Иль тем, Полорда кто приятно так представил
Или Пожарского кто прозою прославил,
Кто Изяслава нам приятно так воспел,
Сердца Силистрией, Москвою нам согрел;
Кто о Европе нам в журнале возвещает
Иль в роще Марьиной кто сильно так рыдает,
Иль тем, кто так весну нам красно описал,
Иль (...) на свете нам кто с мудрецом певал;
Иль тем, чей Алманзор, чьи Алпы и чья белка.
Теласко чей велик, как крепкий дуб иль ёлка.
Нет, не могу никак быть с ними наряду,
И, точно сирота, я на Парнас бреду.
Тебя, любезный друг, тебя прошу усердно,
Со мною ежели сидеть тебе не вредно,
То научи меня, как рифму к рифме шить
И оду полную стихами как набить.

Благодаря своему товарищу Кюхельбекеру, а не Илличевско-му, Дельвиг пристрастился к классической словесности. С Кюхельбекером Дельвиг читал немецких поэтов: Бюргера, Клопшто-ка, Шиллера и Гельти. Дельвиг, по совету Жуковского, упорно занимается немецким языком. Кюхельбекер пишет по-немецки не дошедшую до нас книгу о древней русской поэзии, стремясь познакомить Европу со "Словом о полку Игореве, сборником Кирши Данилова и народными песнями. Дельвиг пишет рецензию на эту книгу (так и не вышедшую) и печатает её в журнале "Российский музеум" (1815).
Стихи Дельвига и Кюхельбекера удивительно схожи. Оба пишут "горацианские оды, элегии античным элегическим дистихом, гекзаметрические послания, дифирамбы. Оба насыщают свои стихи античными мифологическими и историческими ассоциациями, избирают сходные темы. Сама поэзия рассматривалась друзьями как жертвенное служение. Поэтому приобщение к ней - это жертвенное служение. Дельвиг называет Кюхельбекера своим "вожатым" в поэтический мир. ("К Кюхельбекеру", (1817).
Дельвигбыл постоянным сотрудником рукописных журналов, ас 1814 года его стихи начинают появляться в печати. На пятнадцатом году жизни Дельвига в "В Вестнике Европы" были напечатаны его первые стихи -Подражание Горацию - Оды "К Диону", "К Лилете", "К Дориде".

Отрывок из стихотворения А.А.Дельвига Подражание Горацию. К Дориде. 1815 год.

Лишь ты, о Дорида, улыбкой надменной
Мне платишь за слёзы и муки любви!
Вглядись в мою бледность, в мой взор помрачённый:
По ним ты узнаешь, как в юной крови
Свирепая ревность томит и сжигает!
Не внемлет... и в плясках, смеясь надо мной,
Назло мне красою подруг затемняет
И узников гордо ведёт за собой.

Стихи были напечатаны без имени и привлекли внимание одного знатока, которые, видя произведения нового, неизвестного пера, уже носящие на себе печать опыта и зрелости, ломал себе голову, стараясь угадать тайну анонима.
Поэтический дар, вдруг проявившийся во внешне флегматичном Дельвиге, удивил его однокашников. Как вспоминал Пушкин в статье "Опровержение на критике", что они даже начали острить:

Ха ха ха, хи хи хи
Дельвиг пишет стихи.

Остроумный Дельвиг, хотя и был любим товарищами, не избежал общей участи - добродушных насмешек:

Полно, Д...(Дельвиг), не мори
Ты людей стихами;
Ждут нас кофе, сухари,
Феб теперь не с нами.

Впоследствии Пушкин с горечью заметил, что никто не обратил тогда внимания на столь прекрасный талант Дельвига, "никто не приветствовал вдохновенного юношу...". Дельвиг стал печататься первым из лицейских поэтов, вторым - Пушкин, а затем и другие.
Дельвиг первым в стихотворении "Пушкину" приветствовал гений друга, предрекая ему бессмертие:

Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.

Через несколько лет Пушкин даст точную поэтическую характеристику другу-поэту:

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Читая эти строки, понимаешь, что Пушкин понял глубину таланта Дельвига задолго до появления лучших стихотворений, песен, идиллий Дельвига, до его зрелых лет, до безвременной кончины.
Они были братьями в поэзии, первыми услышавшими друг друга. Дельвиг понимал, что Александр Пушкин - невиданное в нашей литературе явление, с которым ничто не сравнится:

Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним я разделял и грусть, и наслажденье,
И первый я его услышал пенье.
И за себя богов благословил...

"Шесть лет промчались, как мечтанье..."

Накануне выпуска и Пушкин обратился к своим друзьям:

Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых юных дум.

Когда первый курс приближался к выпуску, директор Е.А.Энгельгардт обратился к Пушкину с предложением написать "Прощальную песнь", но тот медлил и, наконец, совсем отказался. Тогда директор Лицея поручил написать эту песнь Дельвигу. Вначале Антон Антонович также затруднялся исполнить это поручение. Но после того, как Энгельгардт дал ему указания в виде программы в общих чертах, Дельвиг осилил эту задачу, исполнил просьбу и написал "Гимн Лицея", а учитель музыки Теппер де Фергюсон написал для нее музыку. "Прощальная песнь" была исполнена на выпускном вечере.
Торжественный акт, посвященный первому лицейскому выпуску, состоялся 9 июня 1817 года. По словам Пущина, "характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен. В ту же залу пришёл император Александр, в сопровождении одного, тогдашнего министра народного просвещения, князя Голицына".
В зале собрались лицеисты, директор, инспектор и гувернёры. После прочтения отчёта об образовании и воспитании и провозглашения высочайше утверждённого постановления о выпуске все воспитанники с объявлением чинов и наград были представлены государю.
Государь обратился к воспитанникам с коротким отеческим наставлением. По сообщению директора Е.А.Энгельгардта немецкой "Всеобщей газете", "он призывал их никогда не сходить с пути, избранного в юности, и сохранять порядочность, если они хотят быть счастливыми, и всегда рассматривать свои обязанности по отношению к родине как долг перед Богом".
Потом прозвучала "Прощальная песнь" Дельвига. В ней - слова благодарности императору за то, что их " в святом уединенье на службу музам посвятил"; благодарность наставникам; клятва - все свои силы посвятить отечеству; обращение к товарищам - хранить дружбу, быть честным на жизненном пути, стойко переносить все трудности и невзгоды.

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея

Хор
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!


1-й голос
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовью.
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела - кровь и труд.
Труд в бой неколебимо,
Неколебимо - правды суд.

Хор
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!


2-й голос
Тебе, наш царь, благодеянье!
Ты сам нас юных съединил
И в сём святом уединеньи
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех весёлых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Хор:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Хор:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

4-й голос
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье,
И в счастье - всем равно привет!


Финал
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья! Руку в руку!

(Впоследствии пели "Простимся, братья...")
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас!

(Апрель-май 1817 г.)

Этот гимн знали все, кому в разные времена довелось учиться в этом заведении.
В этой песне выражены те особые чувства, которые испытывали, прощаясь с Лицеем, его первые выпускники.
Тогда же в прощальном стихотворении "К друзьям" Дельвиг напишет:

Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной забавлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон, сливаясь иод рукой, -
И вы, друзья, талант любили мой.
...
А дар певца, лишь вам в пустыне милый,
Как василёк, не доцветёт унылый".

Спустя несколько лет, в одну из Лицейских годовщин Пушкин напишет стихотворение о лицейском братстве:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неповторим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Пролетели годы учебы. В 1817 году друзья покинули Лицей. Их указательный палец украсило, надетое директором Лицея Е. А. Эн-гельгардтом, чугунное кольцо. Такие кольца директор надел на руки всех лицеистов в качестве символа вечной, крепкой и неразрывной связи их дружеского лицейского круга. "Чугунниками" ласково называл он их впоследствии.
Формально по достигнутым успехам, Дельвиг окончил лицейский курс одним из последних. На самом деле, он к окончанию Лицея был достаточно широко образованным человеком, одаренным поэтом, тонким знатоком литературы.

Поездка к родителям

В Собрании сочинений Дельвига, отдельной главой представлены его письма. В основном, это письма к друзьям. Там же представлены два письма, адресованные к родителям. Из них можно судить о том, что Антон Антонович поддерживал с ними тёплые отношения. В одном из писем, он неоднократно обращается к ним: "Любезнейшие родители". И ниже следует подпись: "Ваш покорный сын". 6 октября 1816 года Дельвиг описывает своим родителям то, что его окружает: "Сад сетует, не видя прелестных петербургских дам, которые целое лето жили в Царском Селе, и срывает с себя зелёную одежду. Мы ходим под шумом опустошённых деревьев и забавляем себя прошедшим и будущим. Там мы по нескольку часов слушали громкую музыку гусарского полка, теперь всё молчит и отвечает своими грустными и пустынными видами нашему унылому сердцу".
Пока Антон Дельвиг - младший наслаждался ленью и поэзией в Лицее, его отец получил генеральское звание и назначение на службу в Полтавскую губернию. По окончании Лицея, в 1817 году, Дельвиг уехал в Кременчуг к родителям. Из Малороссии им было написано стихотворение, несколько строк из которого, могут сказать о многом...

...Но в тряской, скачущей телеге
Мой друг, приятно ли мечтать?
И только мысль: тебя обнять,
И о былом воспоминанья -
Меня в ней может утешать.

Поступление на службу

Вернувшись с Украины, Дельвиг был вынужден искать средства к существованию. Он поступает на службу в Департамент горных и соляных дел в чине коллежского секретаря. Затем, он был принят на службу в Министерство финансов.
27 сентября 1821 года он пишет прошение на имя А.Н.Оленина о приёме его на службу в Публичную библиотеку:
"Ваше превосходительство, милостивый государь. Служа в канцелярии Министерства финансов, я осмелился просить ваше превосходительство доставить мне место и при императорской Публичной библиотеке. Особенная склонность к занятиям библиографическим, желание быть вдвойне полезным и, скажу признательно, недостаточное состояние, принуждающее меня ожидать помощи только от трудов своих, - одним словом, необходимое для жизни заставило меня стараться удержать оба места. Но, видя себя принуждённым, тем или другим пожертвовать, я решился, по крайней мере, удовлетворить моей склонности и желанию служить под лестным для меня начальством вашим. Смею ласкаться надеждою, что ревностною службою обращу на себя со временем благостное внимание моего начальства и заслужу милостливое его покровительство.
Вашему превосходительству угодно было, чтобы до определения моего в императорскую публичную библиотеку, я некоторое время занимался в оной, дабы можно было судить, имею ли я надлежащие способности к отправлению обязанностей, возложенных на чиновников сей библиотеки. Вследствие чего с 1 сентября прошлого 1820-го года я ходил в оную каждый день и, по мере сил и способностей моих, старался сколько мог лучше исправлять порученное мне дело. Если я был столько счастлив, что время сего испытания моего, по мнению начальства библиотеки, проведено мною не совсем для оной бесполезно, то ваше превосходительство не откажите мне в милостивом помещении меня в число подчинённых ваших по ведомству императорской Публичной библиотеки. И тем доставьте присоединить чувство душевной признательности к тому глубочайшему почтению, которым имею честь быть вашего превосходительства милостивого государя всепокорнейшим слугою барон Антон Дельвиг".
В Публичной библиотеке поэт служил под руководством знаменитого баснописца И.А.Крылова. После увольнения из Публичной библиотеки, он служил в Министерстве внутренних дел.
Служить поэта принуждала материальная необходимость, своими обязанностями он тяготился, отдавая все силы и время литературе.
Друг Дельвига - Пушкин делать свою служебную карьеру не собирался. Он избрал свой жизненный путь ещё в Лицее: "...мой жребий пал, я лиру избираю...". После окончания Лицея в 1817 году Пушкин был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел, которая размещалась в доме №32 на Английской набережной (здание сохранилось). Это было удивительное учреждение, где можно было числиться, но являться туда изредка, как Александр и поступал. Но в Коллегии иностранных дел он познакомился со многими интересными людьми. Там Пушкин познакомился с А.С.Грибоедовым, которого всегда глубоко уважал и ценил.
Там же состоялось его знакомство с блестящим молодым человеком Никитой Всеволожским, у которого собирался литературно-политический кружок "Зелёная лампа".
Пушкин и Дельвиг становятся членами этого кружка. Никита Всеволожский жил в угловом доме № 109 по Екатерининскому каналу (ныне - канал Грибоедова) и № 8 по Театральной площади. Дом впоследствии был перестроен, но отмечен мемориальной доской с надписью о том, что здесь собирались члены кружка "Зелёная лампа".
На своих встречах они рассаживались за круглым столом, над которым горела лампа под зелёным абажуром. Это имело символическое значение: зелёный цвет - надежда, лампа - источник света, девиз общества - "Свет и надежда".
На своих собраниях члены кружка надевали на головы красные колпаки - для людей того времени это было знаком равенства и свободомыслия. Каждый давал клятву не разглашать, о чём велись разговоры, и потому все весьма свободно высказывали свои мысли о литературе, истории, философии. По словам Пушкина, говорили обо всём:

Насчёт глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчёт небесного царя,
А иногда насчёт земного.

Свои стихи читали А.А.Дельвиг, А.С.Пушкин, Н.И.Гнедич, Ф.Н.Глинка и другие поэты.
Друзья были молоды, и серьёзные разговоры перемешивались с шутками, острыми эпиграммами, весёлым застольем.

"Союз поэтов"

По окончании Лицея, Дельвиг печатался в видных журналах, стал известен, как поэт и литератор. Конец 1810-х годов - период литературных кружков и обществ.
Лицейские поэты также сформировали кружок - "Союз поэтов" - оказавший затем мощное влияние на всю литературную жизнь.
В 1818 году Дельвига избрали членом "Петербургского Вольного общества любителей российской словесности". Это было общество под председательством А.Е.Измайлова, где задавали тон литераторы старшего поколения, традиционалисты и рационалисты.
Первым стихотворением Дельвига, было "На смерть Державина". Через месяц он читает "К Пушкину", а спустя 2 месяца Кюхельбекер выступает со своим "Посланием к Пушкину". Вся эта компания, утверждавшая литературный авторитет главы лицейского кружка, почти неизвестного широкой публике, предшествовала приёму в общество самого Пушкина. В день его избрания (18 августа 1818 года) Кюхельбекер читает "Послание к Дельвигу и Пушкину" - апологию "тройственного союза" "питомцев, баловней и Феба, и природы". Это был почти вызов, литературная "агрессия" группы новых поэтов, только что покинувших лицейские стены.
Не довольствуясь публичными выступлениями, они несли свою эстетику и психологию за кулисы общества, в домашний кружок Софьи Дмитриевны Пономарёвой, где безраздельно царили А.Е.Измайлов, платонически влюблённый в хозяйку, идиллик В.И.Панаев, Орест Сомов, впоследствии автор трактата "О романтической поэзии" и ближайший сотрудник Дельвига.
Назревавшее литературное столкновение осложнялось личным. Салон Пономарёвой был одним из самых значительных и самых демократических дружеских объединений 1820-х годов. Здесь бывали почти все знаменитости петербургского литературного мира, привлекаемые любезностью, образованностью и неотразимым обаянием хозяйки. Появление молодёжи - Дельвига, Баратынского и других было встречено неодобрительно. Так как бесцеремонные пришельцы явно завладели вниманием капризной и непостоянной Софьи Дмитриевны. Дельвиг пережил сильное увлечение. Свою любовь к ней он выразил в стихах. Вот одно из них, написанное поэтом в альбом любимой женщине. Стихотворение датировано 1826 годом.

А.А.Дельвиг. К С. Д. Пономарёвой

За Ваше нежное участье
Больной поэт благодарит:
Оно его животворит,
Он молвит: "Боже, дай ей счастье
В сопутники грядущих дней!
Болезни мне, здоровье ей!
Пусть я по жизненной дороге
Пройду и в муках, и в тревоге;
Её ж пускай ведут с собой
Довольство, радость и покой!

Всё это - и личное, и литературное поведение "Союза поэтов" -подготовило "журнальную войну" начавшуюся в 1820 году на страницах Измайловского журнала "Благонамеренный".
В 1824 году Софья Дмитриевна скончалась. Дельвиг написал эпитафию, полную философских раздумий над жизнью и смертью: Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой, Скоро разбила её: верно, утешилась там.
А жизнь поэта продолжалась. Он увлекался поэзией и уверенно входил в литературные круги Петербурга.

Поэзия Дельвига

В судьбу я верю с юных лет.
Её внушениям покорный,
Не выбрал я стези придворной,
Не полюбил я эполет
(Наряда юности задорной),
Мне объявившей: ты поэт.

А А.Дельвиг "В альбом А.Н.Вулъф"
20.01.1826 г.

В 1822-1823 годах в сознании поэта возникают контуры больших драматических и лиро - эпических замыслов. Захваченный общим интересом к театру, он переводит акт "Медеи" Лонжпьера и небольшой отрывок из "Маккавеев" А.Гиро. Он выбирает классические трагедии, но такие, в которых брезжат темы и мотивы, подхваченные затем романтиками. Дельвиг лелеет мысль о романтической поэме. Но ему не удаётся отойти от малых лирических форм: основными жанрами его творчества становятся идиллия, литературная песня и "антология".
В 20-е годы XIX столетия понятие "антология" применялось к небольшим лирическим стихам, любовным или описательным, ориентированным на античную эпиграмму периода эллинизма.
Его привлекала древняя греческая поэзия. В частности, так называемая, идиллия - поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы. "Душой и лирой древний грек" -сказал о нем Языков. Примером тому может служить короткое стихотворение "Утешение". Поражает музыкальность стиха и глубокий философский смысл, заключенный в небольшом четверостишии.

А.А.Дельвиг "Утешение" (1826 или 1827г.)

Смертный, гонимый людьми и судьбой! Расставаяся с миром,
Злобу людей и судьбы сердцем прости и забудь.
К солнцу впоследнее взор обрати, как Руссо, и утешься:
В тернах заснувшие здесь, в миртах пробудятся там.

Пушкин восхищался идиллиями Дельвига за необыкновенное "чутьё изящного", с которым он угадал дух греческой поэзии. Эту роскошь, эту негу, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, которая не допускает ничего напряжённого в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях!".
В стихах Дельвига есть всё: всегубящее время, неразделённая любовь, смерть. Но в них есть и другая сторона: счастливая любовь, верная дружба, наслаждение. Они и движут людьми в идиллическом обществе. Это мир чувственный, а не интеллектуальный и более языческий, чем христианский.
Поэта притягивал и мир русского фольклора. Его русские песни превосходили все, что было создано в этом роде другими поэтами. А.Н.Вульф отмечал в своем дневнике лучшие качества Дельвига -человека и Дельвига - поэта: "В народной поэзии он явился самостоятельным гением, его песни, кажется, слышались нам в самой колыбели; они останутся у нас в памяти".
Поэт не имитировал народную песню. И подходил к русской народной культуре, как к своеобразному аналогу античной культуры и пытался проникнуть в её духовный и художественный мир. Никто из русских поэтов не делал этого до Дельвига, и мало кто делал после него.
Даже литературные противники Антона Антоновича не могли не признать достоинств его "русских песен", а сторонники считали их лучшей частью наследия поэта.
Русские песни Дельвига, которые он начал писать с лицейских лет, пользовались огромным успехом. Мелодия стиха, его певучесть вдохновляли многих выдающихся русских композиторов: Алябьева, Глинку, Даргомыжского, Варламова, Гречанинова, Рубинштейна... Не даром ряд его произведений так и называется - песня, романс, Русская песня.
"Соловей, мой соловей..." был положен на музыку А.А.Алябье-вым, "Не осенний частый дождичек..." - М.И.Глинкой. Эти два стихотворения вошли в антологию шедевров русской поэзии. Читая эти произведения, представляешь светлый образ их создателя -Антона Антоновича Дельвига.

Не осенний частый дождичек (1829 г.)

Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.


Припев:
Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет.

Не тоска, друзья-товарищи,
Грусть запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко.


Припев

И как русский, любит Родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать.


Припев.

Русская песня (1825).

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега
Побывай во всех странах,
В деревнях и городах;
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А, как нынешней весной,
Разлюбил меня милой.

Если верить напечатанной в газете "Молва" за 1880 год заметке известного книгопродавца Лисенкова, Дельвиг ему лично рассказывал, что "он написал это стихотворение в связи с высылкой из Петербурга Пушкина, и "голосистый соловей" - это Пушкин".
Дельвиг всем сердцем любил Пушкина. Друзья-поэты часто встречались в Петербурге у родителей Пушкина. Дельвиг не раз смягчал конфликты в доме Пушкиных.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ > > >