Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

№ 4 (32) Май 2007

ПРАВДА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ

Публикация в майском номере "Творчества юных" работ студентов Художественного училища имени Н.К.Рериха стала доброй традицией, за что мы искренне благодарим редакцию и поздравляем читателей журнала с Днём Города.
Петербург на протяжении трёх столетий пробуждал воображение, фантазию художников, писателей, поэтов, вдохновляя на создание творений, неразрывно связанных с обликом, историей, культурой Великого города.
"Правда и художественный вымысел" - как соединяются и переплетаются эти два начала в жизни и в искусстве, определяя эстетическое развитие, формируя творческий потенциал личности?
Мы предлагаем несколько ответов студентов на этот непростой вопрос, в основе которых размышления о Петербурге: его прошлом, настоящем и будущем.
Методист Э.М.Романовская

Ольга Туркина

Люди-растения на остановке в град
Врастают в асфальт, раздробляя лёд,
Под которым - послойно - Петербург - Ленинград -
Петроград. Кто-то из уборщиков улиц прольёт
На них взгляд из мёрзнущих греющих лиц,
Побредёт дальше. Люди-растения - как букет спиц
Звеняще от холода, в ветер качаются.
Лужицы глаз подёрнуты льдом.
Говори как угодно - "дома нет" или "здесь их дом",
Говори как угодно - "зима началась" или "выдох кончается"...

Наталья Заозерская

Петербург...! Слово звучит так ровно и красиво, что, услышав его, каждый мечтает побывать в этом городе: походить по набережным, погулять в белые ночи, посмотреть на разведённые мосты, величавую скульптуру, архитектуру дворцов, площадей...
Помню свой первый день в северной столице, куда я приехала, чтобы сдавать вступительные экзамены в Художественное училище имени Н. К. Рериха. Гуляя с мамой по городу, я пережила такое душевное волнение, что, казалось, трепещет каждая частичка моего существа.
Но в тот год я не поступила и вернулась домой. Город манил обратно, словно стал родным. Спустя две недели, взяла билет в Петербург, решив, что "буду учиться на подготовительных курсах, потому что должна жить в этом городе!"
Правда, всё было совсем несладко вдали от домашнего гнёздышка и любящей семьи. Тяжело было не столько материально, сколько морально. Я осталась один на один с огромной стихией - Петербургом.
Мне стали открываться потаённые, невидимые с первых дней, недель и даже месяцев негативные стороны большого города. Я стала замечать проявления зла, ненависти, равнодушия, где каждый только за себя и нет никакой поддержки. Занимаясь вечерами на курсах, днём я работала сначала расклейщиком объявлений, а потом курьером. Нет, не из-за тех грошей, которые получала за столь нелёгкий труд, а чтобы поближе познакомиться с Городом, его проспектами, площадями, улицами и улочками.
Я увидела Петербург с "изнаночной стороны": грязные парадные, порой даже с нежилыми верхними этажами, подвалы, где находили приют бомжи.
Меня поразило расслоение общества. У одних есть всё, и они знать не знают, что значит питаться чьими-то "отбросами", выбранными из мусорных баков, или спать на выброшенном кем-то покрывале у холодной подвальной стены в суровую питерскую зиму... Боже мой, как тяжело на всё это смотреть.
А есть "трудоголики", которые работают с утра до поздней ночи, чтобы прокормить семью, поднять на ноги детишек. Я их назвала "пешки". Эти люди не могут выбраться из своих серых будней. Что им Петербург, его красоты...
Вопреки всему я ходила в театры, музеи, на художественные выставки, концерты, что очень помогло выстоять и выдержать трудности.
Я поступила! И всё сразу стало спокойнее, безмятежнее, страхи перед городом ушли. Я полюбила каждый куст Летнего сада, величавую Неву, Петропавловскую крепость, дворцы и соборы...
Мой город, теперь я тебя рисую, пишу, о чём раньше и мечтать не могла. Ты меня воспитал в суровых условиях жизни и вдохновил. Теперь я без тебя не могу. Уезжая на каникулы домой, я жду не дождусь, когда наступит время возвращения в Петербург.

Был блаженной моей колыбелью
Тёмный город у грозной реки.
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы, -
Город, горькой любовью любимый.

Анна Ахматова

Женя Исаева

...О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
Н.В.Гоголь


Что это за Город!? Куда ведут его прямые улицы? Что прячут бесконечные тёмные дворы?
Наверное, Н.В. Гоголь знал ответы на эти вопросы. Он понимал, что в каждой подворотне можно встретить свою судьбу, а может и погибель.
В "Петербургских повестях" город предстаёт фантасмагорией, чередой масок и карнавальных костюмов. Незнакомки уводят в темноту или навстречу дьявольскому сиянию газовых фонарей. Нельзя просто пройти и прогуляться, чтобы непременно не попасть в какую-нибудь историю. Город завлекает путников...
Петербург - это Персонаж. Недаром, поэты, писатели и художники посвящали ему свои творения.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский Остров
Я приду умирать.

Иосиф Бродский


Порой и Невский проспект, и Стрелка Васильевского острова, и Большой проспект Петроградской стороны кажутся самыми обычными улицами. Проносятся мимо машины, бегут по своим делам пешеходы... Но стоит только поднять глаза, и увидишь суровые лица атлантов, спрятавшуюся под карнизом кариатиду...
А крыши! Если ты не был на крышах старого города, то никогда не сможешь понять, что же такое Петербург! Сидя на прогретых солнцем трубах, перестаёшь замечать суету внизу. Зато можно услышать, как поют дымоходы, когда в них залетает ветер, увидеть, как движутся тени по жестяным полям крыш... А будет ли всё это через сто лет?
Я не хочу, чтобы исторический Центр города превратился в Музей Петербурга, стал "чистым" и неживым. Я имею в виду не мусор и бумажки, не запущенность домов и улиц, а некую таинственность, сохраняющую причастность ко Времени, людям, тени которых продолжают жить в этом городе.
Надеюсь, что, спустя десятилетия, всё так же можно будет зайти в случайный двор и прочитать на облупившемся фасаде историю чей-то любви, имена, соединённые знаком плюс.
Город должен жить и дышать, чтобы художники посвящали ему свои творения.

Мария Литовченко

Пушкин- до глубины души русский-русский петербургского периода.
А.И.Герцен


Едва ли есть на земле другой город, который был бы так вдохновенно воспет, как Петербург - Пушкиным. Александр Сергеевич создал высокохудожественное понятие "Пушкинский Петербург".
Любуясь городом в белую ночь, мысленно обращаемся к строкам "Медного всадника": "Люблю тебя, Петра твореньс.твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный..."
В осеннюю непогоду на берегах Невы вспоминаем:
"...дышал
Ненастный ветер. Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пеня..."

В "петербургских" произведениях Пушкина мы встречаем описание быта, улиц, частей города, где волей автора оказываются его герои: Мар-сово поле, Летний сад, Коломна, Невский проспект, Петропавловская крепость, набережная 11евы, Фонтанка. Наряду с парадным, "пышным" Петербургом, дана галерея образов из простонародья:
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

Для нас Пушкинский Петербург связан со многими дорогими местами, овеянными памятью о поэте: особняк на набережной Мойки,^, где скончался поэт, церковь на Конюшенной площади, где его отпевали, вдохновенный памятник на площади Искусств, созданный скульптором М.К. Аникушиным. И, конечно, Пушкинский Дом, где хранится драгоценное достояние - рукописи поэта и его библиотека...
Мой город - образ, созданный Пушкиным, Гоголем, Достоевским...
Благодаря им, у меня появилась любовь к чтению и желание узнать, изучить, пройти своими ногами улицы, мосты, дорожки, дворы и закоулки, где разворачивались события романов и повестей.
До слезящихся глаз я читала "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского о муках и тоске Раскольникова. Автор гонял своего героя по Петербургу. Если читать произведение внимательно, то можно выстроить маршрут, по которому метался Родион Раскольников.
Петербург - литературное сочинение, вымысел не одного автора, созданный не за один год, десятилетие, столетие...
Гуляя по городу, можно встретить на набережной Невы утомлённого Евгения Онегина, у Лебяжьей канавки несчастную Лизу, а в районе Фонтанки уверенным шагом ходит гоголевский Нос. В петербургскую непогоду мечется по городу Акакий Акакиевич Баш-мачкин в поисках своей шинели... Сколько каждый из нас видел таких призраков и удивлялся их реалистичности!
Загадочность города состоит в том, что жители Петербурга во все времена напоминали и напоминают персонажи классиков русской литературы. Это особенно заметно в исторической части города. Там иная жизнь, отличающаяся от серых будней спальных районов. Какими красивыми становятся люди, попадая в центр Петербурга. Можно увидеть всю гамму цветов, и даже серый становится насыщенным, с переливами разных оттенков.
Мои родители, вспоминая город своего детства и юности, утверждают, что он был другим: чистым и солнечным, а нам достался изменившимся, и совсем не в лучшую сторону. Что это? Ностальгия или обоснованная тревога за судьбу Петербурга? Я тоже боюсь, что мои дети не застанут того, чем мне посчастливилось восхищаться.
Не так давно я увидела довольно страшную картину. В центре архитектурной композиции между двумя старыми домами построен новый современный дом. Он сверкает металлическими перекрытиями, зеркальными окнами, его искусственные цвета затмевают архитектуру всех домов, расположенных поблизости. Я не против новых застроек, новых проектов самых дерзких молодых архитекторов, но есть Центр города, который не должен быть изменён никогда. Его надо беречь, проводить реставрационные работы, чистить улочки и дворики, пытаться сохранять атмосферу Петербурга для последующих поколений, для своих детей. Он должен оставаться городом, в котором можно было бы встретить Пушкина, Гоголя, Достоевского и их героев.

Екатерина Белова

Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока или Ахматовой - город их Времени, их Эпохи. Мне наиболее близок Петербург Достоевского: блеск куполов церквей и соборов, великолепная панорама дворцов и гранитных набережных наряду с узкими чёрными лестницами, грязными переходами, подворотнями, тёмными дворами-колодцами.
В произведениях Достоевского город - не декорация для разворачивающегося сюжета, а самостоятельная живая структура, определяющая судьбы людей. В нём есть что-то мистическое, что
побуждает героев произведений совершать странные, не поддающиеся логике поступки.
Но есть и другой Петербург, овеянный романтикой белых ночей, хранящий память о местах, близких сердцу. Это и пушистые петербургские зимы, Казанский Собор, погружённый в неспешно летящие хлопья снега, мягкий, таинственный, солнечный утренний свет, яркие пурпурные закаты и улыбчивые добродушные люди, сосредоточенные на своих мыслях, а потому загадочно молчаливые.
Мне кажется, а вернее, я очень надеюсь, что в будущем Петербург станет городом-портом, культурной столицей не только России, но и всего мира. Молодые архитекторы будут возводить новые здания, гармонирующие с общепризнанными шедеврами градостроительства прошлых веков. А люди станут чаще посещать выставки, концерты, сохраняя подлинно петербургскую культуру общения, взаимного уважения.
Это будет город активных, деятельных людей, романтиков, живущих неспешно и не суетливо, подчиняясь законам изысканного петербургского стиля. И тогда, наконец-то задышится легче настоящим морским, чистым воздухом.