Литературный журнал
www.YoungCreat.ru

Мастер-класс

Нина Федорова

* * *

Общение пишущих стихи и прозу…
Зачем оно?.. Из них, по сути, каждый
Есть полубог, свои миры творящий!..
А если ты свои миры создал,
То должен ты присматривать за ними:
Не допускать, чтоб рушились законы,
Что созданы, опять-таки, тобой,
Сопровождать своею доброй волей
Всех сущих – от рождения до смерти
И связывать их судьбы воедино
Или, напротив, их разъединять…
И что тебе, смотрящему за миром,
Других миров далекое свеченье!..
Они – другие! Созданы другой
Творящей волей! Взгляду твоему
Зачем переноситься через бездны,
Чтобы увидеть чуждость, непонятность
И в них, возможно, потонуть навек…

Или, быть может, все-таки привязки
Миров и их создателей друг к другу
Необходимы?.. Ибо мир локальный,
Отъединенный прочно от Вселенной, -
Не настоящий мир, а лишь фантом,
Лишь призрак, струйка дыма, рябь на море,
На миг случайным вызванная ветром…
И только в опознании миров
Далеких и не представимо чуждых,
Как собственного мира продолжений, -
Рождается вселенское единство,
Рождается вселенная сама
И начинает жить, даруя силы
Всем разумам, затерянным в извивах
Всех мерностей бесчисленных её…

Вот потому общенье демиургов. –
То есть, тех, кто создает стихи и прозу, -
Быть понимаемо должно как фактор
Космический, враг Хаоса пустого,
Связующий мелькание галактик
В единый и красивый Млечный Путь…

ПИСАТЕЛЬ

Как известно, писатель - человек, создающий книги. Раньше, вплоть до 19 века, фигура писателя имела значение совсем не такое, как ныне, в веке 21-м. Писатель мог восприниматься как духовный вождь, учитель, пророк. “…И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!.. ”

Сегодня писатель утратил мистический ореол избранности, озаренности, надмирности

Образ писателя, который только писатель, - теряет четкие очертания, размывается, бледнеет, сходит на нет. Практически исчезает. Таковых чистых профессионалов мало и становится всё меньше. Современный писатель где-то работает или служит и плюс к этой работе или службе умудряется писать свои книги.

И роль сегодняшнего писателя, как мне кажется, - это роль развлекателя, роль шута, который обязан потрафлять вкусам публики, если хочет, чтобы его книги продавались, и его гонорары росли.

Раньше, как мне кажется, позицией больших писателей была оппозиция к существующей власти. Но раньше, когда существовали запреты на свободную мысль, быть в оппозиции - значило подвергаться реальному риску, вступать в реальную борьбу с режимом.

Нынче же, когда можно писать всё, что хочешь, у писателей нет чёткой позиции, а есть поза. И чем скандальнее эта поза, тем заметнее писатель.

Критика властей сегодня не срабатывает, потому что властям она до лампочки.

Казалось бы, общечеловеческая мораль должна быть фундаментом творчества. Но многие литераторы сегодня делают себе имя, смакуя аморальность в тех или иных ее проявлениях.

Лучше всего, как мне кажется, должны себя чувствовать сегодня фантасты и детективщики, ибо развлекательность, декоративность - неотъемлемое качество и детектива, и фантастики. Детектив - игра с читателем, а кто откажется поиграть в интересную игру. Фантастика - сказка или сон наяву, а кто откажется увидеть интересный сон или послушать занимательную сказку!..

Но игры, сказки и сны промелькивают и забываются, ибо живут сейчас люди на ходу или даже на бегу и дальше поверхностного, внешнего слоя любой забавы понять что-то просто-напросто не успевают, а может быть, и не хотят понимать.

Современное общество призывает человека не к пониманию, а к потреблению. И литературу человек нынче потребляет, а не понимает. И с литературными произведениями знакомится и не более того. Познакомились и разошлись…

Зачем же быть сегодня писателем, то есть, с моей точки зрения, быть развлекателем и шутом?.. Хотя, конечно, с другой стороны, шуты всегда были умнейшими людьми своего времени. Быть или не быть - вот в чем вопрос?.. Ведь сегодня все настолько “образованцы”, что написать одну-две книги может практически любой человек. Значит, что ? Значит, любой человек, в принципе, - писатель ? ..